Спортивный планер LAK-12 LIETUVA
LAK-12 Lietuva – спортивный планер, разработанный литовской фирмой Lietuva. Планер открытого класса LAK-12 совершил свой первый полет в 1979 году. Предназначен для тренировки летчиков-спортсменов, имеющих квалификацию не ниже I разряда, а также для участия в национальных и международных соревнованиях по планерному спорту.
Управление заходом на посадку решено комбинацией верхних аэродинамических тормозов типа Schempp-Hirth и закрылками. В полете и при посадке закрылки работают в диапазоне -7(+1) / + 18(+1) градусов, и элероны отклоняются вниз вместе с закрылками. Убирающееся колесо имеет воздушно-маслянный амортизатор.
Долгое время в СССР (впрочем отчасти это происходит и сейчас), планер ЛАК-12 являлся (и продолжает являться) пределом мечтаний и венцом летной карьеры для многих планеристов. Летная планерная советская школа предусматривала первоначальное обучение (и первоначальный отсев) на планерах "Бланик" L-13; затем тех, кто достиг определенного спортивного мастерства и по-настоящему увлекся планерным спортом, пересаживали на Янтари SZD 48-2 или SZD 48-3. Только потом тех, кто показывал высокие результаты на Янтарях, пересаживали на ЛАК. Таким образом на ЛАКах на бывшей территории союза летают по-настоящему опытные летчики-спортсмены и, хотя выше было сказано, что летать на них могут спортсмены не ниже 1-го разряда, на самом деле летают не ниже КМС. Построено более 230 планеров.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 20,42 |
Длина, м | 7,23 |
Высота, м | 1,92 |
Площадь крыла, м2 |
10,60 |
Относительное удлинение | 28,50 |
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 44,43 |
Масса, кг - пустого - водобалласта - максимальная |
360 189-240 650 |
Максимальное аэродинамическое качество | 46,5 |
Скорость МАК, км/ч | 92 |
Минимальное снижение, м/с | 0,50 |
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч | 75 |
Экипаж, чел | 1 |