Были фрегаты, крейсеры, линкоры, теперь появились атомные суда, а парусные яхты остаются.
Так и планеры. Их будут строить и летать на них до тех пор, пока будут восходящие потоки и будут люди, стремящиеся летать.

А они будут всегда!.
О.К. Антонов


Иногда мне кажется, что все люди делятся на 2 категории: на тех, кто хочет летать, и других. Те, другие, не хуже и не лучше нас, но они другие, они не изведали это трудно объяснимое чувство полета. Чувство, которое приводит нас на аэродром, заставляет сесть в планер и лететь. Эта страница открывается для тех, кто смотрит в небо с надеждой и радостью, кто мечтает о полете, кто весной, как только подсыхает земля, приезжает на аэродром, чтобы каждый свободный день, если позволяет погода, летать.

Бузовая – это небольшое село в Киевской области известно всем планеристам Украины. Неподалеку от него находится планерный аэродром Центрального аэроклуба Украины, Здесь часто проводятся планерные соревнования, здесь летают и новички, и опытные асы. Киевским планеристам есть с кого брать пример, кем гордиться. Олег Константинович Антонов – выдающийся авиаконструктор – создал более 50 конструкций планеров, на которых было установлено 85 всесоюзных рекордов (из которых 16 превышало мировые).

В Киеве живет Ольга Васильевна Клепикова, установившая 06.07.1939 г. на планере конструкции О.К.Антонова мировой рекорд дальности полета (749,2 км), который был перебит только через 12 лет. Этот рекорд был установлен двадцатитрехлетней планеристкой на планере "Рот-Фронт-7", имевшем максимальное качество 30,5. Сердце какого планериста не встрепенется от удивления и радости, что такое было возможно!

Многие, кто пришел в планеризм последние 35 лет, зачитывались книгами Виктора Владимировича Гончаренко. Страстный популяризатор планерного спорта, трехкратный чемпион СССР, журналист, солист Киевской филармонии, ветеран боевого планеризма, В.Гончаренко был кумиром нескольких поколений планеристов. В Киеве летал выдающийся планерист и тренер Евгений Гаврилович Руденский, первым из планеристов СССР в 1972 году ставший серебряным призером чемпионата мира. Он был трехкратным чемпионом СССР, неоднократным чемпионом Украины, много сил отдал развитию планерного спорта на Украине.

В Киеве сейчас летают чемпионы мира и Европы: Игорь Гапанович, Валентина Топорова, Олег Михайленко. Итак, мы на аэродроме. Утро ясного солнечного летнего дня. Вернее, позднее утро, когда на небе появляются небольшие плотные комочки "ваты" – кучевые облака. Мы готовим планер к полету, выкатываем его на старт. В заднюю кабину садится инструктор, в переднюю – спортсмен. Надет парашют, закрыта кабина. Подруливает самолет-буксировщик, сопровождающий цепляет трос от самолета к планеру, буксировщик начинает разбег.

Планер отрывается от земли, самолет тянет его все выше, и мир, на земле такой небольшой, все расширяется перед взором, горизонт плывет вдаль. 600 метров, инструктор открывает замок отцепки, самолет идет на посадку, а планер остается один на один с небом. Теперь задача – найти восходящий поток теплого воздуха (обычно он под кучевым облаком), набрать в нем высоту и лететь дальше, отыскивая потоки, потом снижаясь, потом опять набирая высоту. Вот планерист ощущает толчок под крыло, вариометр показывает набор высоты, планер становится в спираль. Стрелка высотомера показывает увеличение высоты: мы в потоке. Набрана высота, парящий полет начался. Перед нами маршрут. Он может быть длинным для мастеров (2000 км уже покорились планеристам) или коротким для начинающих (50-100 км). Но всегда он разный. Сколько бы раз мы ни летали по одним и тем же маршрутам, ни один полет не похож на другой. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку, а перед нами воздушный океан!..

Мастер спорта, трехкратный чемпион СССР Владимир Шевченко (Ровно) так пишет о полете на планере в своей книге. "…Прежде всего парящий полет – это творчество. Здесь нет места шаблону, ни один полет не похож на другой. Планеризм можно сравнить с игрой в шахматы, где ответные ходы делает Ее Величество Природа. Кого не прельстит возможность выиграть у столь могущественного соперника?"

Естественно, что для достижения успеха надо хорошо знать "правила игры", являющие собой сплав законов метеорологии и теории полета. А поскольку нам неизвестен следующий ход "соперника" в виде очередного сюрприза погоды, то принятие решений сопровождается острым чувством риска, столь редким и желанным для избалованного комфортом современного человека. Причем риск планериста, бросающего вызов грозам и атмосферным фронтам, понятие далеко не абстрактное.

История парящих полетов полна примеров удивительного мужества. В юности мы восхищались хладнокровием известного киногероя, спокойно прикуривающего от горящего фитиля динамитной шашки. С таким же хладнокровием должен решать свои задачи планерист, у которого с неотвратимостью сгорания бикфордова шнура тает высота. Но наряду с жестким лимитом времени на поиск потоков существует и другой дефицит: необходимость в кратчайшее время пройти маршрут.

Летая на переходах с высокими скоростями, пропуская слабые потоки в поисках сильных, пилот сознательно увеличивает риск преждевременной посадки – иначе нет шансов на победу. Образно говоря, планерист оказывается между двух огней: с одной стороны пропасть излишнего риска и перспектива вынужденной посадки, а с другой – трясина перестраховки и проигрыш по времени. Именно умение определить и не переступить в каждом полете допустимую степень риска отличает спортсменов высокого класса. Однако никакие перипетии спортивной борьбы не могут нарушить наше упоение свободным полетом, заслонить величие и красоту открывающейся из кабины планера панорамы.

Наслаждение от полета сравнимо с наслаждением от музыки или поэзии. В том или другом случае оно связано с возвышением человеческого духа, раскрепощением его и освобождением от груза повседневности. И если считать жажду прекрасного, жажду творчества и жажду героического основными духовными потребностями человека, то исключительно напряженный и эмоциональный полет вполне их удовлетворяет, требуя от пилота работы на пределе его возможностей.

А, как сказал известный писатель И. Ефремов: “Высшее счастье человека – находиться на краю его сил".