Спортивный планер SZD 48 JANTAR STANDARD 2
SZD 48 Jantar Standard 2 – спортивный планер стандартного класса. Разработан в польской фирме PZL Bielsko, конструктор - W.Okarmus. Одноместный SZD-48 Jantar Standard 2 - развитие SZD-41A, так же разработанный Окармусом (W. Okarmus), первый полет опытного образца состоялся 10-го декабря 1977; к началу 1980 года их было построено 96 . Свободнонесущие высокорасположенные крылья имеют только один, витой из стекловолокна, главный лонжерон без нервюр; они имеют наружный слой стекловолокно/пенопласт/стекловолокно и ровные элероны, так же дюралюминевые аэродинамические тормоза на верхних и нижних поверхностях. Объем водобалласта увеличился до 150 л.
Стеклопластиковый фюзеляж имеет центарльный каркас из стальных труб, в задней части жесткость достигается стрингерами и шпангоутами. Свободнонесущее Т-образное оперение имеет подобную крыльям конструкцию и пружинный тример на руле высоты. Имеется убирающееся колесо с дисковыми тормозами и утопленное хвостовое колесо. С небольшими изменениями тримера и системы указателя скорости SZD-48 стал SZD-48-2.
Тактико-технические характеристики
| Размах крыла, м | 15,00 |
| Длина, м | 6,71 |
| Высота, м | 1,61 |
| Площадь крыла, м2 | 19,10 |
| Относительное удлинение | 13,70 |
| Нагрузка на крыло, кг/м2 | 26,17 |
| Масса, кг - пустого - водобалласта - минимальная, в кабине - максимальная, в кабине - максимальная взлетная |
265 150 55 110 535 |
| МАК без водобалласта | 40 |
| Скорость МАК без водобалласта, км/ч | 95 |
| МАК с водобалластом | 40 |
| Скорость МАК с водобалластом, км/ч | 123 |
| Минимальное снижение без водобалласта, м/с | 0,6 |
| Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч | 75 |
| Минимальное снижение с водобалластом, м/с | 0,77 |
| Скорость минимального снижения (экономическая) с водобалластом, км/ч | 97 |
| Минимальная скорость полета (эволютивная) без водобалласта, км/ч | 68 |
| Минимальная скорость полета (эволютивная) с водобалластом, км/ч | 82 |
| Максимально допустимая скорость, км/ч | 250 |
| Допустимые перегрузки (+/-) | 5,3/2,65 |
| Разрушающая перегрузка (+/-) | 7,95/3,98 |
| Экипаж, чел | 1 |

