Спортивный планер А-11

Спортивный планер А-11А-11 - одноместный цельнометаллический рекордный планер-паритель конструкции О. К. Антонова. Спроектирован и построен в 1957 году. Механизация крыла позволяла расширить диапазон возможных режимов полета, способствовала набору высоты при полетах по спирали в восходящих потоках и облегчала расчет посадки планера.

По схеме планер - свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла, V-образным оперением и одноколесным, убираемым в полете шасси с закрывающимися створками. Особенность планера - возможность замены крыльев более короткими, что превращало планер А-11 в пилотажный А-13. Благодаря оригинальной стыковке смена крыльев производилась в течение нескольких минут.

Крыло двухлонжеронной конструкции состояло из двух трапециевидных консолей с закругленными и отогнутыми вниз законцовками. Оно имело зависающие щелевые элероны с весовыми балансирами, закрылки и двухсторонние интерцепторы. По всему размаху крыла был установлен профиль Р-III-А. Для повышения удельной нагрузки предусматривалась возможность установки водяного балласта в носовой части крыла. Носок и верхняя поверхность крыла были обшиты сплавом Д-16АТ, нижняя поверхность обтянута полотном.

Фюзеляж планера являлся бесстрингерным полумонококом, образованным 18-ю шпангоутами, обшивкой и легкосъемной стальной лыжей. Кабина пилота была закрыта плексигласовым фонарем, плавно вписывающимся в контуры фюзеляжа. Фонарь состоял из трех частей и обеспечивал хороший обзор пилоту. Средняя и задняя части фонаря были съемными. Сиденье пилота регулировалось по длине и высоте. V-образное оперение состояло из двух съемных рулей. При движении ручки управления на себя и от себя рули отклонялись вверх и вниз, выполняя функцию рулей высоты. При движении педалей рули отклонялись в разные стороны, выполняя роль рулей направления.

В полете планер устойчив по всем трем осям и хорошо управляем. Обзор из кабины пилота хороший, положение ручки и педалей относительно сиденья удобное. Фонарь кабины имеет аварийный сброс, ручка которого расположена на правой стороне приборной доски. Рычаг отцепки от буксировочного замка находится на ручке управления (на доработанных моделях планера рычаг вынесен на приборную доску). Рычаги открытия воздушных тормозов и закрылков расположены на левом борту кабины, пользоваться ими удобно. По своим конструктивным особенностям планер требует от пилота повышенного внимания на взлете, в полете и на посадке.

На амортизированной приборной доске были установлены магнитный компас КИ-12, указатель поворота УП-2, указатель воздушной скорости УС-350, двухстрелочный высотомер ВД-10 и мембранный вариометр ВР-10.

Планер А-11 выпускался серийно и эксплуатировался в аэроклубах страны до появления планера А-15. Участник соревнований на первенство СССР. На планере А-11 были установлены международные и многочисленные всесоюзные рекорды.

Планер А-11 был выпущен в количестве 200 экземпляров.

Тактико-технические характеристики

 

Размах крыла, м 16,5
Длина, м 6,00
Относительное удлинение 22,4
Площадь крыла, м2 12,15
Высота планера, м> 1,62
Масса, кг
- пустого
- полетная

310
410
Максимальная скорость, км/ч 300
Максимальное аэродинамическое качество 33,8
Скорость МАК, км/ч 105
Минимальное снижение, м/с 0,8
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 98
Посадочная скорость, км/ч 70
Экипаж, чел 1

 

Комментарии к характеристикам:

Значение максимальной скорости планера не должно смущать - планер был создан со значительным запасом прочности и мог выдерживать нагрузки возникающие при таких скоростях. Подтверждением тому реальный пример из жизни. При списании планеров А-11 и А-13, и переходе на новую технику, старые планера уничтожались (а попросту давидись трактором и сдавались в металлолом). Так вот у собранного планера А-11 не ломалось крыло на конец которого заехал трактор.