Главная Бібліотека Художня література, статті 3-й Чемпионат мира по планерному спорту среди женщин

3-й Чемпионат мира по планерному спорту среди женщин

31 июля - 13 августа 2005 года, г. Кликс (Германия).
Статья Валентины Топоровой.

Аэродром Кликс расположен в 50 км от немецко-польской границы на юго-востоке Германии. Перед началом чемпионата руководство в лице директора чемпионата было полно оптимизма: на предчемпионате в 2004 г. разыграли 10 упражнений, летали длинные маршруты. Нам повезло меньше. На тренировочной неделе было 4 летных дня, но маршрут, даже самый небольшой, было пройти сложно. Да и 6 упражнений на чемпионате мира (7 - в клубном классе) - это очень мало.

Открытие чемпионата проходило в г. Баутзен, в летнем театре с речами и даже отрывками из спектаклей о Робин Гуде, потом экскурсия по старому Баутзену. После "поворота", как называют немцы объединение Германии, города в восточной Германии преобразились. (Как нам сказали, 5% своих доходов западные немцы отдают на развитие восточной Германии.) Отреставрирован и приграничный немецко-польский город Герлиц, где мы были в воскресенье в середине соревнований. Огромный собор святого Петра на берегу разделяющей город реки Нейсе, и менее заметный - святого Николая. Но самое сильное впечатление производит, конечно, "нераскрашенный", темный и величественный Дрезден.

Вообще немцы много сделали для того, чтобы соревнования прошли хорошо. Нашли спонсоров, помогали всем спортсменам из бывшего СССР и болгарам. Но вот результаты чемпионата их не порадовали: 2-е место в стандартном классе и 3-е в 15м. А в предыдущем чемпионате в Чехии все было наоборот, кажется, только 2 призовых места из 9 были не немецкими.

31 июля - первое упражнение, которое и дало направление чемпионату, по крайней мере в нашем классе, выигрывает Метте Педерсен из Дании. Треугольник через 2 зоны, левый круг. Время - 2.30. Вечное стремление не прилететь раньше времени загнало меня даже за центр 1-й зоны, а первый отрезок был с попутным-боковым ветром. Второй - с сильным встречным, 3-й - с боковым. Конечно, надо было лететь на наветренный, западный участок первой зоны, чтобы уменьшить дистанцию полета со встречным ветром, что было сделано в четвертом упражнении и принесло хоть какой-то выигрыш - 4-е место. Но в первом упражнении я этого не сделала. Отметка в первой зоне не на максимальной высоте, долгий поиск хорошего потока на отрезке со встречным ветром, огромная потеря времени. В результате прилет на аэродром в 7 часов. У победителя скорость 91,44 км/ч, (мах дистанция составила 265 км), а я получила очки только за дистанцию. 8-й результат - последний из финишировавших. Конечно, первое упражнение повлияло на мой настрой на соревнованиях.

Особенностью соревнований было то, что наряду со стартовыми точками в списке поворотных были и финишные, т.е. точки, через которые надо было пролететь перед финишем, т.к. с маршрута приходили с севера, а финиш и посадка выполнялись в основном с курсом 280 градусов. Для смело летающих на долете, наверное, это не представляло никаких проблем, а я всегда летела "с перебором высоты". Гуманность организаторов проявлялась даже в том, что, несмотря на несколько заявленных финишных точек, при посадке с западным курсом всегда давали одну, хорошо заметную - круглый остров в центре небольшого озера Ольбазее на расстоянии 5 км от финиша.

Второе упражнение - классический маршрут - летела в большой группе планеров. Погода была хорошей в середине маршрута, на последнем отрезке стала чуть портиться. Нmax - 1200 м. Я оторвалась от группы, но из-за перебора высоты на долет меня догнали 2 спортсменки. Упражнение я выиграла, но с очень небольшим отрывом от других. Метте в этом упражнении заняла 11-е место, но проиграла всего 150 очков, и в следующих упражнениях уже не опускалась ниже 3-го места. Это был максимальный маршрут на чемпионате - 332 км, скорость победителя - 89,94 км/ч.

В районе аэродрома Кликс песчаная почва с хвойным лесом. И, как говорят местные пилоты, если светит солнце - здесь всегда можно летать. И действительно, зачастую перед стартом в районе аэродрома бывала самая хорошая погода дня, а ведь это был не разгар термической активности. Обиднее же всего было то, что зачастую и на долете погода улучшалась на расстоянии менее 20 км до точки. Конечно, можно было на это надеяться и начинать лететь на долете "с недобором" на меньшей высоте, но психологически это довольно трудно, по крайней мере, мне.

В районе полетов было много больших карьеров, где добывались полезные ископаемые открытым способом. Несколько больших заводов с трубами. Конечно, их потоки могли спасти, но они были очень турбулентными и узкими. И когда, как в одном из упражнений, около трубы "спасалось" планеров 15 из разных классов, пользы от нее оказалось не очень много. Около голода Либенау в прямоугольнике приблизительно 10 х 20 км очень заболоченная местность, там Шпрее разделяется на несколько рукавов. Эдита в первом упражнении там села площадку, и ее команде пришлось выносить оттуда планер чуть ли не на руках. Вернулись они с площадки только в половине 6-го утра.

Основными запретными зонами в районе полетов были районы Дрездена и Берлина. В 15 км на север были также 2 небольшие запретные зоны. В район полетов входила и территория Польши и Чехии. Территория Польши, вдоль которой проходила большая часть маршрутов, не всегда была открыта для полетов. На юг, в сторону Чехии, маршруты не давали. В задании на упражнение, особенно в начале соревнований, нечетко указывались запретные зоны. Требовалась дополнительная информация. Тем не менее, в отличие от прошлого чемпионата в Чехии, на этом чемпионате никаких нарушений воздушного пространства не было. А предупреждения и штрафы в основном касались некорректных сообщений о времени старта и пересечения финишной линии.

Никаких особенностей судейства на чемпионате не было. Строго соблюдались правила соревнований. Единственной ошибкой при подсчете очков, которую обнаружил бдительный англичанин Сприклей, была ошибка в программе, которая при полете через зоны при подсчете максимального количества очков Рм по дистанции или скорости, брала максимальную пройденную дистанцию и скорость одного и того же пилота (не максимальную), в результате у победителя, имеющего мах скорость, оказывалось больше очков, чем должно было быть. В середине соревнований эта ошибка была исправлена.

В третьем упражнении, когда долго ждали погоду на маршруте 186 км, меня снова подвел долет. Погода была слабой, особенно до первого ППМ, растекание облаков, редкая кучевка, приходилось делать большие отклонения от линии пути на таком маленьком маршруте. Скорость победителя 78,28 км/ч.

Задание 4-го упражнения было немного похоже на первое, только при худшей погоде. Кромка не поднималась выше 1200 м, опять сильный ветер на 2-м участке, но там была хорошая гряда, которая заканчивалась за 10 км до зоны, так как с запада подходила сплошная облачность. На 750 м я отметилась на краю зоны и уже по ветру "поплыла" к темной гряде, давно стоявшей под углом к линии пути, на 500 м появилась небольшая турбулентность, надо мной было много планеров клубного класса, зона отметки которого находилась поблизости от этой гряды. К сожалению, эта старая гряда давала потоки не более одного метра, она уменьшила мою среднюю скорость, но спасла. После нее на 600 м я уже нашла хороший поток на долет. После 4-го упражнения в нашем классе датчанка закрепляется на 1-м месте с разрывом 200 очков от 2-го места, а далее в сотне очков еще 7 человек Скорость победителя - 91,74 км/ч. Максимальная пройденная дистанция - 199 км.

5-е упражнение, метеоролог давал средний ярус и ухудшение погоды после 3-х часов. К нам подходило вытянутое с севера на юг узкое окно хорошей погоды. В направлении на север и дали маршрут 213 км. Стартовала рано. То есть те, кто подождал - выиграли. Ужасное чувство: позади в 20-30 км видеть улучшающуюся погоду. ППМ для всех трех классов обычно давали очень близкие. И на удалении 60-70 км от аэродрома в слабой погоде скопилась, наверное, половина участников из разных классов. Вот где понадобилась осмотрительность! Было много опасных сближений. Скорость победителя - 92,74 км/ч.

6-го августа огромный неподвижный циклон над Скандинавией окончательно испортил погоду в районе полетов. 2 дня не летали. 8-го первым на старте стоял клубный класс, только он и успел взлететь. Потом взлеты приостановили, и отменили упражнение для двух остальных классов. В этом упражнении отличились россиянки, а для немецкой команды он стал несчастливым: 2 немецких спортсменки-лидеры сели на площадку сразу после старта, а 3 человека, в том числе две россиянки, прошли маршрут. В результате у клубного класса оказалось на одно упражнение больше.

9-е августа - нелетный день. Вечером был устроен традиционный для женских соревнований праздник посвящения в "Бабы Яги" планеристок, впервые участвующих в чемпионате мира. В этом году их было 10. Костюмы новых и старых ведьм были красочными и разнообразными, а сама церемония веселой, с костром, шутками и музыкой.

10-го августа подняли уже 15-метровый и стандартный класс. Клубный класс после нашего взлета 2 часа стоял на земле, потом его все же стали поднимать, но почти сразу отменили упражнение. Ну, а мы полетели. Я смогла стартовать только при подходе с запада фронта, вдоль которого и полетела на север. Зона была далеко от точки - центр с северным курсом на расстоянии 95 км, радиус 20 км, а фронт уже далеко продвинулся на северо-восток. В результате мне пришлось так и лететь на расстоянии 40 км от центра зоны. И когда центр зоны от меня уже был с курсом 270, наконец, появилась возможность лететь к зоне. Кромка от 1100 м с каждым новым облаком понижалась, подходила следующая фронтальная волна. Компьютер показывал западный ветер 45-50 км/ч. При подходе к зоне кромка была уже 400м, мы (датчанка и швейцарка) отметились в зоне на территории Польши, пролететь на территорию Германии не было возможности. Свернули на юг, перелетели через Одер и сели на территории Польши, расстояние по прямой до Кликса - 90 км.

Я села к Метте в 16.45, телефон у меня не работал, Метте сообщила координаты, и за мной выехали Коля и Винфрид Моргнер. Дождь. В 8 вечера, когда уже датчане заканчивали разборку планера Метте, позвонил Коля и сказал, что он в Губине на границе, и его не выпускают из Германии. За мной выехал Винфрид, я попросила датчан дождаться Винфрида и помочь мне разобрать планер. Оформляя визу, я думала о такой ситуации: нужна была многоразовая виза. Но в немецком аэроклубе заверили, что вопрос на границе будет улажен. Письмо из клуба для пограничников на 3-х языках, которое было у меня и у Коли, не помогло. Коля больше 3-х часов "гулял" по Губину под дождем. Датчане помогли разобрать планер, вывезли прицеп с поля за своей машиной. После мытарств с двумя пограничными переходами, так как на легковом пограничном пункте в центре Губина нас не пропустили, а заставили ехать на грузовой пункт в 10-ти км, и долгих объяснений с польскими и немецкими пограничниками (как все же я попала на территорию Польши?!) мы въехали в Германию, нашли Колю, и в 2 часа ночи вернулись на аэродром. Упражнение не было разыграно ни в одном классе. Чемпионками не разыгранного упражнения меня и Яну Вепршекову из Чехии (чемпионку мира в стандартном классе) объявили на брифинге на следующее утро. Мой результат - 97,5 км. Никто из двух взлетевших классов не прошел 100 км.

12-го последний летный день и последнее короткое упражнение - 174 км. Опять дали ухудшение погоды в 3 часа. Самое нервное упражнение, особенно для лидеров - в последний соревновательный день. Метте его выигрывает, показывает скорость 99,78 км/ч, максимальную скорость на соревнованиях в нашем классе. В этот день в стандартном классе мах скорость была 101,54 км/ч. Счастливая чемпионка сказала после поздравлений: я сегодня летела так осторожно, и все равно первая. А вот швейцарка рано стартовала, но запаса очков все же хватило, чтобы остаться на втором месте. У меня был запас перед 5-м местом всего 2 очка, я проиграла в этот день Алене Нетушиловой из Чехии 11 очков. И заняла общее 5-е место. А погода после нашего прилета еще долго стояла над аэродромом.

2 спортсменки из Чехии заняли первые места в стандартном и клубном классах. Марина Калаева, инструктор из Новосибирска, на 3-м месте в клубном классе.

Немка Махинек Ангелика, так много сделавшая для организации этих соревнований, заняла только 10-е место.

Директор Чемпионата часто извинялся за плохую погоду. Но чемпионат разыгран, и для победителей он останется самым лучшим. А остальным, конечно, жаль, что полетали мало и короткие упражнения.

Результаты 3-го Чемпионата мира среди женщин

15-метровый класс

Место

Имя

Страна

Планер

1
день

2
день

3
день

4
день

5
день

6
день

Сумма очков

1

Pedersen,
Mette

Denmark

ASW 27 b

954

854

628

619

719

501

4275

2

Schwarz,
Yvonne

Switzerland

LAK-17

884

964

680

280

708

358

3874

3

Klossok,
Annette

Germany

Ventus

870

975

453

483

608

470

3859

4

Netusilova,
Alena

Czech Republic

Ventus 2a

458

961

629

650

633

454

3785

5

Toporova,
Valentyna

Ukraine

Ventus 2b

611

1000

599

571

552

443

3776

6

Mühl,
Stefanie

Germany

Ventus 2ax

587

977

613

483

607

490

3757

7

Treslova,
Jana

Czech Republic

Ventus 2 Ax

458

959

620

645

607

449

3738

8

Acquaderni,
Margherita

Italy

Ventus 2 Ax

873

993

276

483

525

459

3609

9

Withall,
Lucy

Great Britain

ASW 27

803

964

331

483

474

465

3520

10

Machinek,
Angelika

Germany

Ventus 2a

745

991

612

324

583

40

3295

11

Kuthanova,
Lenka

Czech Republic

LAK 17

157

878

495

494

542

462

3028

12

Bolla,
Maria

Hungary

Ventus C

629

764

456

232

440

452

2973

13

Khamitova,
Larissa

Russia

LS 6a

393

306

0

257

403

289

1648

Смотреть результаты Чемпионата в других классах.
Официальный сайт Чемпионата.

Главная Бібліотека Художня література, статті 3-й Чемпионат мира по планерному спорту среди женщин