Учебно-тренировочный планер L-23 Super Blanik
- 03 Фев
L-23 Super Blanik - спортивный планер, разработанный чехословацкой фирмой Let на базе спортивного планера L-13 Blanik. Super Blanik, первый полет которого приходится на 1988 год, является развитием L-13 Blanik, но без закрылков. У него Т-образный хвост, аэродинамические тормоза и самоориентирующееся хвостовое колесо.
Открывающаяся часть фонаря состоит из двух частей, передняя часть открывается в сторону, задняя часть откидывается назад по центру фюзеляжа. Имеющиеся в качестве дополнительной опции законцовки, увеличивают размах крыльев до 18.2 м (в скобках указываются характеристики планера с установленными удлинениями), выполнение фигур высшего пилотажа возможно только без установки удлинений.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 16,20 (18,20) |
Длина, м | 8,50 |
Площадь крыла, м2 | 19,50 (20,00) |
Относительное удлинение | 13,70 (16,60) |
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 26.63 (25.50) |
Масса, кг - пустого - максимальная |
310 (315) 510 |
Минимальная скорость, км | 60 (54) |
Минимальное снижение, м/с | 0,82 (0,85) |
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч | 80 |
Максимальное аэродинамическое качество | 28 (32) |
Скорость МАК, км/ч | 87 (91) |
Экипаж, чел | 2 |
Спортивный и тренировочный планер L-13AC
- 31 Янв
L-13AC Blanik - спортивный планер, разработанный чехословацкой фирмой Let на базе спортивного планера L-13 Blanik. В 1982 году фирма Let предложила новую модификацию хорошо зарекомендовавшего себя планера L-13.
L-13AC совмещал в себе кабину с цельным фонарем от планера L-23 Super Blanik, укороченные крылья, подобные крыльям L-23 Super Blanik, и хвостовую часть от L-13 Blanik. Фюзеляж у планера - цельнометаллический. Планер может использоваться в аэроклубах, коммерческих и военных летных учебных школах. Планер может выполнять очень большой спектр акробатических фигур.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 14,10 |
Длина, м | 8,40 |
Высота, м | 2,09 |
Площадь крыла, м2 | 17,40 |
Масса, кг - пустого - максимальная |
305 500 |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Минимальная скорость, км/ч | 66 |
Максимальное аэродинамическое качество | 26 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка (1 пилот) | 6,3 |
Максимальная эксплуатационная перегрузка (2 пилота) | 5,5 |
Экипаж, чел | 2 |
Спортивный планер LAK-12 LIETUVA
- 30 Янв
LAK-12 Lietuva – спортивный планер, разработанный литовской фирмой Lietuva. Планер открытого класса LAK-12 совершил свой первый полет в 1979 году. Предназначен для тренировки летчиков-спортсменов, имеющих квалификацию не ниже I разряда, а также для участия в национальных и международных соревнованиях по планерному спорту.
Управление заходом на посадку решено комбинацией верхних аэродинамических тормозов типа Schempp-Hirth и закрылками. В полете и при посадке закрылки работают в диапазоне -7(+1) / + 18(+1) градусов, и элероны отклоняются вниз вместе с закрылками. Убирающееся колесо имеет воздушно-маслянный амортизатор.
Долгое время в СССР (впрочем отчасти это происходит и сейчас), планер ЛАК-12 являлся (и продолжает являться) пределом мечтаний и венцом летной карьеры для многих планеристов. Летная планерная советская школа предусматривала первоначальное обучение (и первоначальный отсев) на планерах "Бланик" L-13; затем тех, кто достиг определенного спортивного мастерства и по-настоящему увлекся планерным спортом, пересаживали на Янтари SZD 48-2 или SZD 48-3. Только потом тех, кто показывал высокие результаты на Янтарях, пересаживали на ЛАК. Таким образом на ЛАКах на бывшей территории союза летают по-настоящему опытные летчики-спортсмены и, хотя выше было сказано, что летать на них могут спортсмены не ниже 1-го разряда, на самом деле летают не ниже КМС. Построено более 230 планеров.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 20,42 |
Длина, м | 7,23 |
Высота, м | 1,92 |
Площадь крыла, м2 |
10,60 |
Относительное удлинение | 28,50 |
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 44,43 |
Масса, кг - пустого - водобалласта - максимальная |
360 189-240 650 |
Максимальное аэродинамическое качество | 46,5 |
Скорость МАК, км/ч | 92 |
Минимальное снижение, м/с | 0,50 |
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч | 75 |
Экипаж, чел | 1 |
Спортивный планер SZD 48-3 JANTAR STANDARD 3
- 29 Янв
SZD 48-3 Jantar Standard 3 (конструктор Adam Kurbiel), явился развитем планеров SZD-41A Jantar Standard и SZD-48-2 Jantar Standard 2. По сравнению с SZD- 41A, SZD 48-3 претерпел существенные изменения: планер из среднеплана превратился в верхнеплан, уменьшилась длина фюзеляжа, увеличился водобалласт и др. внешне не заметные изменения. По сравнению с SZD-48-2, таких изменений меньше и они не такие заметные: изменилась компоновка фонаря кабины, форма руля поворота, компоновка баков водобалласта. Все Янтари Стандарт имеют Т-образное оперение. Профиль крыла - PZL NN-8. Несмотря на то, что планерам Янтарь Стандарт по 15 и более лет, они продолжают до настоящего времени занимать хорошее положение среди планеров стандартного класса.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 15,00 |
Длина, м | 9,20 |
Высота, м | 1,40 |
Площадь крыла, м2 | 10,66 |
Относительное удлинение | 21,10 |
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 50,66 |
Масса, кг - пустого - водобалласта - максимальная взлетная |
265 150 540 |
МАК без водобалласта | 40 |
Скорость МАК без водобалласта, км/ч | 95 |
Минимальное снижение без водобалласта, м/с | 0,6 |
Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч | 75 |
МАК с водобалластом | 40 |
Скорость МАК с водобалластом, км/ч | 123 |
Минимальное снижение с водобалластом, м/с | 0,77 |
Скорость минимального снижения (экономическая) с водобалластом, км/ч | 97 |
Экипаж, чел | 1 |
Спортивный планер SZD 48 JANTAR STANDARD 2
- 28 Янв
SZD 48 Jantar Standard 2 – спортивный планер стандартного класса. Разработан в польской фирме PZL Bielsko, конструктор - W.Okarmus. Одноместный SZD-48 Jantar Standard 2 - развитие SZD-41A, так же разработанный Окармусом (W. Okarmus), первый полет опытного образца состоялся 10-го декабря 1977; к началу 1980 года их было построено 96 . Свободнонесущие высокорасположенные крылья имеют только один, витой из стекловолокна, главный лонжерон без нервюр; они имеют наружный слой стекловолокно/пенопласт/стекловолокно и ровные элероны, так же дюралюминевые аэродинамические тормоза на верхних и нижних поверхностях. Объем водобалласта увеличился до 150 л.
Стеклопластиковый фюзеляж имеет центарльный каркас из стальных труб, в задней части жесткость достигается стрингерами и шпангоутами. Свободнонесущее Т-образное оперение имеет подобную крыльям конструкцию и пружинный тример на руле высоты. Имеется убирающееся колесо с дисковыми тормозами и утопленное хвостовое колесо. С небольшими изменениями тримера и системы указателя скорости SZD-48 стал SZD-48-2.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 15,00 |
Длина, м | 6,71 |
Высота, м | 1,61 |
Площадь крыла, м2 | 19,10 |
Относительное удлинение | 13,70 |
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 26,17 |
Масса, кг - пустого - водобалласта - минимальная, в кабине - максимальная, в кабине - максимальная взлетная |
265 150 55 110 535 |
МАК без водобалласта | 40 |
Скорость МАК без водобалласта, км/ч | 95 |
МАК с водобалластом | 40 |
Скорость МАК с водобалластом, км/ч | 123 |
Минимальное снижение без водобалласта, м/с | 0,6 |
Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч | 75 |
Минимальное снижение с водобалластом, м/с | 0,77 |
Скорость минимального снижения (экономическая) с водобалластом, км/ч | 97 |
Минимальная скорость полета (эволютивная) без водобалласта, км/ч | 68 |
Минимальная скорость полета (эволютивная) с водобалластом, км/ч | 82 |
Максимально допустимая скорость, км/ч | 250 |
Допустимые перегрузки (+/-) | 5,3/2,65 |
Разрушающая перегрузка (+/-) | 7,95/3,98 |
Экипаж, чел | 1 |
Спортивный планер стандартного класса SZD-41 Jantar Standard
- 28 Янв
В Польше сравнительно поздно появилась полностью стеклопластиковая конструкция, перевым SZD в этой категории был прототип Открытого Класса SZD-38 Jantar-1 - одноместный планер с размахом крыльев 19 м, разработанный Адамом Курбиелем (Adam Kurbiel). Это происходило, когда В. Окармус (W. Okarmus) разрабатывал SZD-41A Jantar Standard, имевший тот же фюзеляж и хвостовое оперение, что и Jantar-1, но у него были новые свободнонесущие крылья (среднеплан) с размахом 15 м, разработанные по требованиям Стандартного класса.
SZD-41A выполнил первый полет 3 октября 1973 года (пилот A. Zientek) и Польская команда, летавшая на этих планерах на чемпионате мира в 1974 г. в Вайкери (Waikerie), Австралия, заняла 3-е и 7-е места в Стандартном классе, а в 1976 году на чемпионате мира в Рейскале (Rayskala), Финляндия, SZD-41 -е заняли 4-е, 6-е и 18-е места. В целом до начала 1980 года было построено 160 Jantar Standards, которые экспортировались в 18 стран, включая обе Германии (Восточную и Западную), США и Советский Союз.
Крылья с однолонжеронной безнервюрной конструкцией с пенопластовым наполнением в оболочке в виде сендвича стекловолокно/эпоксидная смола; без закрылков и с аэродинамическими тормозами сверху и снизу каждого крыла. Водобалласт 80 кг (позже емкость баков водобалласта была увеличена до 100 кг). Фюзеляж полностью стеклопластиково-эпоксидный, в средней части имеется ферма из стальных труб, к которой монтируются крылья и одноколесное шасси. Свободнонесущее Т-образное хвостовое оперение также из стекловолокна и эпоксидной смолы, руль высоты с пружинным триммером. Имеется убирающееся шасси с дисковыми тормозами и неподвижное хвостовое колесо. Система колесного тормоза соединена с ручкой привода аэродинамических тормозов, т.е. как только начинают выпускаться интерцепторы, начинает затормаживаться колесо.
Пилот находится в полулежачем положении, под подогнанным вплотную фонарем из двух частей, у которого передняя половина неподвижная, а задняя часть - открывающаяся для посадки и покидания планера.
Описанная конструкция широко применялась уже в то время и продолжает применяться сегодня, поэтому такое описание без указания цифр может быть применено практически ко всем современным планерам. Разница между планерами, разработанными 20 лет назад и сейчас, в основном - в используемых материалах. Сейчас это уже меньше стекловолокно и эпоксидная смола, а в основном углепластик и кевлар. Так же часто вызывает вопрос тот факт, что на один и тот же планер у разных источников разные характеристики: как и во всей авиации, от серии к серии могут вносится изменения и доработки, меняющие характеристики.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 15,0 |
Длина, м | 7,2 |
Высота, м | 1,6 |
Площадь крыла, м2 | 10,7 |
Относительное удлинение | 21,2 |
Масса, кг - пустого - водобалласта |
244 100 |
МАК без водобалласта | 38 |
Скорость МАК без водобалласта, км/ч | 92 |
Минимальное снижение без водобалласта, м/с | 0,6 |
Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч | 75 |
Скорость МАК с водобалластом, км/ч | 105,4 |
Минимальное снижение с водобалластом, м/с | 0,69 |
Скорость минимального снижения (экономическая) с водобалластом, км/ч |
86 |
Экипаж, чел | 1 |
Учебно-тренировочный планер L-13 "Blanik"
- 28 Янв
L-13 Blanik - спортивный планер, разработанный чехословацкой фирмой Let (конструктор Karel Dlouhy). Несмотря на то, что планер был построен много лет назад, "Бланик" продолжает оставаться самым действующим двухместным тренировочным и клубным летательным аппаратом во всем мире. Полностью металлический (кроме поверхностей управления), пригоден для выполнения высшего пилотажа (выполняет практически весь комплекс фигур высшего пилотажа) и владеет многими рекордами для двухместных планеров. Оснащен частотным преобразователем и авиагоризонтом, что позволяет подготавливать на нем пилотов к полетам по приборам. "Бланик" настолько распространен по всему миру, что если где-то есть планерный клуб, то скорее всего там есть и "Бланик". Все планеристы на бывшей территории СССР с 60-х годов и по сей день, летают или летали на этом планере.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м | 16,20 |
Длина, м | 8,70 |
Площадь крыла, м2 | 19,15 |
Относительное удлинение | 13,70 |
Нагрузка на крыло, кг/м2 | 26,17 |
Масса, кг - пустого - максимальная |
292 500 |
Максимальное аэродинамическое качество | 28 |
Скорость МАК, км/ч | 90 |
Минимальное снижение, м/с | 0,76 |
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч | 72 |
Скорость сваливания, км/ч | 55 |
Экипаж, чел | 2 |