Спортивный планер SZD-36 Cobra 15

Спортивный планер SZD-36 Cobra 15SZD 36 Cobra 15 – планер стандартного класса, разработанный польской фирмой PZL Bielsko (конструкторы Okarmus и Mynarski). Первый полет планера состоялся в 1969 г. Franciszek Kepka занял второе место в 1970 году на первенстве мира в г. Марфа, Техас. В планере соединились характеристики Foka 4 с профилем Wortmann и с высоким удлинением крыльев. Элероны и Т-образный хвост с противовесами. Имелся механизм уборки колеса. Cobra 17 – 17м. Открытый класс имел водобалласт. Всего построено около 800 планеров.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 15,00
Длина, м 9,90
Высота, м 1,40
Площадь крыла, м2 10,60
Относительное удлинение 19,40
Нагрузка на крыло, кг/м2 33,20
Масса, кг
- пустого
- максимальная

257
385
Максимальное аэродинамическое качество 38
Скорость МАК, км/ч 94
Минимальное снижение, м/с 0,60
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 72
Экипаж, чел 1

Учебно-тренировочный планер L-33 SOLO

Учебно-тренировочный планер L-33 SOLOL-33 Solo - спортивный планер, разработанный чехословацкой фирмой Let (конструкторы Marian Meciar и Vaclav Zajic). Одноместный L-33 Solo - одно из последних пополнений в семью Блаников (двухместных планеров). Более 3,000 L-13 и L-23 было выпущено, и L-33 Solo следует по их стопам. Имя "Solo" означает, что планер L-33 - результат эволюции до одноместного планера.

L-33 - очень простой и безопасный в полете планер, практически каждый кто парил на нем подтвердил это. Пилоты, которые проходили начальное обучение на двухместных L-13 или L-23 Бланиках, найдут переход к L-33 вполне естественным. Многие обучаемые уже имеют самостоятельные полеты на L-33 , включая подростков.

LET L-33 Solo полностью металлический, одноместный, с расположением крыльев mid-high (т.е. нечто среднее между верхнепланом и среднепланом), планер с фюзеляжем полумонокок (как, впрочем, и на всем семействе Блаников) и T-образным хвостом. Элероны и руль высоты представляют собой металлическую многослойную конструкцию; руль направления обтянут тканью. Профиль крыла - Wortmann FX-60-17A11-182, root.

Планер создавался по условиям конкурса на планер Мирового класса по эгидой ФАИ. В списке конкурсантов так же значились польский PW-5, российский АС-4. Конкурс выиграли поляки. По условиям конкурса предполагалось, что во вновь создаваемом спортивном классе планеров, все будут летать только на одном планере, что яко бы снимет пересуды о победах в соревнованиях не за счет спортивного мастерства, а за счет характеристик матчасти. Такие условия конкурса предполагали, что проигравшие не получают ни какой перспективы в плане спортивной карьеры своих планеров, а могут рассчитывать только на любителей планерного спорта. Отсюда и не распространенность планера, и попытки изготовителя "пристроить" его на рынке, позиционируя его как переходную модель от учебного двухместного планера к одноместному спортивному или подростковую игрушку.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 14,12
Длина, м -
Площадь крыла, м2 11,00
Относительное удлинение 18,12
Нагрузка на крыло, кг/м2 30,91
Масса, кг
- пустого
- максимальная

210
340
Максимальное аэродинамическое качество 33
Скорость МАК, км/ч 83
Минимальное снижение, м/с 0,69
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 68
Экипаж, чел 1

Учебно-тренировочный планер L-23 Super Blanik

Учебно-тренировочный планер L-23 Super BlanikL-23 Super Blanik - спортивный планер, разработанный чехословацкой фирмой Let на базе спортивного планера L-13 Blanik. Super Blanik, первый полет которого приходится на 1988 год, является развитием L-13 Blanik, но без закрылков. У него Т-образный хвост, аэродинамические тормоза и самоориентирующееся хвостовое колесо.

Открывающаяся часть фонаря состоит из двух частей, передняя часть открывается в сторону, задняя часть откидывается назад по центру фюзеляжа. Имеющиеся в качестве дополнительной опции законцовки, увеличивают размах крыльев до 18.2 м (в скобках указываются характеристики планера с установленными удлинениями), выполнение фигур высшего пилотажа возможно только без установки удлинений.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 16,20 (18,20)
Длина, м 8,50
Площадь крыла, м2 19,50 (20,00)
Относительное удлинение 13,70 (16,60)
Нагрузка на крыло, кг/м2 26.63 (25.50)
Масса, кг
- пустого
- максимальная

310 (315)
510
Минимальная скорость, км 60 (54)
Минимальное снижение, м/с 0,82 (0,85)
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 80
Максимальное аэродинамическое качество 28 (32)
Скорость МАК, км/ч 87 (91)
Экипаж, чел 2

Спортивный и тренировочный планер L-13AC

Спортивный и тренировочный планер L-13ACL-13AC Blanik - спортивный планер, разработанный чехословацкой фирмой Let на базе спортивного планера L-13 Blanik. В 1982 году фирма Let предложила новую модификацию хорошо зарекомендовавшего себя планера L-13.

L-13AC совмещал в себе кабину с цельным фонарем от планера L-23 Super Blanik, укороченные крылья, подобные крыльям L-23 Super Blanik, и хвостовую часть от L-13 Blanik. Фюзеляж у планера - цельнометаллический. Планер может использоваться в аэроклубах, коммерческих и военных летных учебных школах. Планер может выполнять очень большой спектр акробатических фигур.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 14,10
Длина, м 8,40
Высота, м 2,09
Площадь крыла, м2 17,40
Масса, кг
- пустого
- максимальная

305
500
Максимальная скорость, км/ч 90
Минимальная скорость, км/ч 66
Максимальное аэродинамическое качество 26
Максимальная эксплуатационная перегрузка (1 пилот) 6,3
Максимальная эксплуатационная перегрузка (2 пилота) 5,5
Экипаж, чел 2

Спортивный планер LAK-12 LIETUVA

Спортивный планер LAK-12 LIETUVALAK-12 Lietuva – спортивный планер, разработанный литовской фирмой Lietuva. Планер открытого класса LAK-12 совершил свой первый полет в 1979 году. Предназначен для тренировки летчиков-спортсменов, имеющих квалификацию не ниже I разряда, а также для участия в национальных и международных соревнованиях по планерному спорту.

Управление заходом на посадку решено комбинацией верхних аэродинамических тормозов типа Schempp-Hirth и закрылками. В полете и при посадке закрылки работают в диапазоне -7(+1) / + 18(+1) градусов, и элероны отклоняются вниз вместе с закрылками. Убирающееся колесо имеет воздушно-маслянный амортизатор.

Долгое время в СССР (впрочем отчасти это происходит и сейчас), планер ЛАК-12 являлся (и продолжает являться) пределом мечтаний и венцом летной карьеры для многих планеристов. Летная планерная советская школа предусматривала первоначальное обучение (и первоначальный отсев) на планерах "Бланик" L-13; затем тех, кто достиг определенного спортивного мастерства и по-настоящему увлекся планерным спортом, пересаживали на Янтари SZD 48-2 или SZD 48-3. Только потом тех, кто показывал высокие результаты на Янтарях, пересаживали на ЛАК. Таким образом на ЛАКах на бывшей территории союза летают по-настоящему опытные летчики-спортсмены и, хотя выше было сказано, что летать на них могут спортсмены не ниже 1-го разряда, на самом деле летают не ниже КМС. Построено более 230 планеров.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 20,42
Длина, м 7,23
Высота, м 1,92
Площадь крыла, м2

10,60

Относительное удлинение 28,50
Нагрузка на крыло, кг/м2 44,43
Масса, кг
- пустого
- водобалласта
- максимальная

360
189-240
650
Максимальное аэродинамическое качество 46,5
Скорость МАК, км/ч 92
Минимальное снижение, м/с 0,50
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 75
Экипаж, чел 1

Спортивный планер SZD 48-3 JANTAR STANDARD 3

SZD 48-3 JANTAR STANDARD 3SZD 48-3 Jantar Standard 3 (конструктор Adam Kurbiel), явился развитем планеров SZD-41A Jantar Standard и SZD-48-2 Jantar Standard 2. По сравнению с SZD- 41A, SZD 48-3 претерпел существенные изменения: планер из среднеплана превратился в верхнеплан, уменьшилась длина фюзеляжа, увеличился водобалласт и др. внешне не заметные изменения. По сравнению с SZD-48-2, таких изменений меньше и они не такие заметные: изменилась компоновка фонаря кабины, форма руля поворота, компоновка баков водобалласта. Все Янтари Стандарт имеют Т-образное оперение. Профиль крыла - PZL NN-8. Несмотря на то, что планерам Янтарь Стандарт по 15 и более лет, они продолжают до настоящего времени занимать хорошее положение среди планеров стандартного класса.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 15,00
Длина, м 9,20
Высота, м 1,40
Площадь крыла, м2 10,66
Относительное удлинение 21,10
Нагрузка на крыло, кг/м2 50,66
Масса, кг
- пустого
- водобалласта
- максимальная взлетная

265
150
540
МАК без водобалласта 40
Скорость МАК без водобалласта, км/ч 95
Минимальное снижение без водобалласта, м/с 0,6
Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч 75
МАК с водобалластом 40
Скорость МАК с водобалластом, км/ч 123
Минимальное снижение с водобалластом, м/с 0,77
Скорость минимального снижения (экономическая) с водобалластом, км/ч 97
Экипаж, чел 1

Спортивный планер SZD 48 JANTAR STANDARD 2

Спортивный планер SZD 48 JANTAR STANDARD 2SZD 48 Jantar Standard 2 – спортивный планер стандартного класса. Разработан в польской фирме PZL Bielsko, конструктор - W.Okarmus. Одноместный SZD-48 Jantar Standard 2 - развитие SZD-41A, так же разработанный Окармусом (W. Okarmus), первый полет опытного образца состоялся 10-го декабря 1977; к началу 1980 года их было построено 96 . Свободнонесущие высокорасположенные крылья имеют только один, витой из стекловолокна, главный лонжерон без нервюр; они имеют наружный слой стекловолокно/пенопласт/стекловолокно и ровные элероны, так же дюралюминевые аэродинамические тормоза на верхних и нижних поверхностях. Объем водобалласта увеличился до 150 л.

Стеклопластиковый фюзеляж имеет центарльный каркас из стальных труб, в задней части жесткость достигается стрингерами и шпангоутами. Свободнонесущее Т-образное оперение имеет подобную крыльям конструкцию и пружинный тример на руле высоты. Имеется убирающееся колесо с дисковыми тормозами и утопленное хвостовое колесо. С небольшими изменениями тримера и системы указателя скорости SZD-48 стал SZD-48-2.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 15,00
Длина, м 6,71
Высота, м 1,61
Площадь крыла, м2 19,10
Относительное удлинение 13,70
Нагрузка на крыло, кг/м2 26,17
Масса, кг
- пустого
- водобалласта
- минимальная, в кабине
- максимальная, в кабине
- максимальная взлетная

265
150
55
110
535
МАК без водобалласта 40
Скорость МАК без водобалласта, км/ч 95
МАК с водобалластом 40
Скорость МАК с водобалластом, км/ч 123
Минимальное снижение без водобалласта, м/с 0,6
Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч 75
Минимальное снижение с водобалластом, м/с 0,77
Скорость минимального снижения (экономическая) с водобалластом, км/ч 97
Минимальная скорость полета (эволютивная) без водобалласта, км/ч 68
Минимальная скорость полета (эволютивная) с водобалластом, км/ч 82
Максимально допустимая скорость, км/ч 250
Допустимые перегрузки (+/-) 5,3/2,65
Разрушающая перегрузка (+/-) 7,95/3,98
Экипаж, чел 1