Спортивный планер Рот-Фронт-7

Спортивный планер Рот-Фронт-7Одноместный рекордный паритель конструкции О. К. Антонова построен в 1938 г. по заданию ЦАК на Планерном заводе в пяти экземплярах. Планер РФ-7 явился дальнейшим развитием планеров этой серии. Он имел ряд особенностей, позволявших при больших скоростях полета обеспечивать пилоту удобство и безопасность эксплуатации. По схеме РФ-7 - свободнонесущий высокоплан с небольшой обратной стреловидностью и поперечным V, равным 1,2°.

Кабина пилота была закрыта фонарем, вписывавшимся в носовой контур фюзеляжа. Для уменьшения скорости на взлете и посадке были применены щитки Шренка, которые отклонялись на угол до 50°. За счет различных мероприятий по улучшению аэродинамики планера максимальная величина аэродинамического качества была доведена до 30,5 единицы. Повышение скорости на маршруте было достигнуто путем загрузки планера водяным балластом массой до 80 кг. Бак с водяным балластом был помещен за спиной пилота в центре тяжести летательного аппарата. Облегчение посадки планера достигалось сливанием балласта и применением щитков, снижавших аэродинамическое качество планера до 10,5 единицы.

Крыло планера имело два лонжерона, склеенных дополнительными полками, что и составляло конструкцию кессона. Присоединение консолей крыла к центроплану осуществлялось на конусных болтах. Каркас фюзеляжа состоял из обычного набора шпангоутов и стрингеров и был обшит фанерой толщиной от 1,5 до 3,5 мм. Позади и ниже балластного бака находился отсек с убирающимся колесом, при подъеме которого отсек закрывался снизу дюралюминовыми створками. Все рули и элероны во избежание вибраций были уравновешены в весовом отношении, так как эксплуатационная скорость планера доходила до 200 км/ч. Расчет прочности планера осуществлялся по нормам для фигурных планеров.

На планере РФ-7 6 июля 1939 г. Ольга Клепикова (10 октября 2005 года планеристы Украины поздравляли Ольгу Васильевну с юбилеем) установила мировой рекорд дальности полета - 749,2 км. Мировые рекорды высоты (3388 м) и дальности полета до намеченного пункта (343 км) были установлены Е. Прохоровой.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м

16,3

Длина, м

6,4

Относительное удлинение

22,5

Площадь крыла, м2

11,8

Масса, кг
- пустого


245

Максимальная скорость, км/ч

200

Максимальное аэродинамическое качество

30,5

Минимальное снижение, м/с

0,62

Экипаж, чел

1

Спортивный планер А-15

Спортивный планер А-15Планер-паритель А-15 (скачать РЛЭ) создан в конструкторском коллективе, возглавляемом генеральным конструктором О. К. Антоновым, в 1959 году и был спроектирован с учетом последних достижений планеризма в СССР и за рубежом. Строился серийно и много лет широко эксплуатировался в планерных клубах как у нас в стране, так и за рубежом, например в Венгрии и Голландии. На нем установлено более 20 всесоюзных и мировых рекордов.

Планер представляет собой цельнометаллический высокоплан со свободнонесущим крылом, V-образным оперением и одноколесным убирающимся шасси. Относится к открытому классу планеров. Вот какова его конструкция:

Крыло однолонжеронной силовой схемы с металлической обшивкой, из двух отъемных консолей, имеет у корня ламинарный профиль NACА 643618. Форма профиля обеспечивается тридцатью нервюрами. Каждая состоит из двух частей - носка и хвостика. Носовая часть каждой нервюры для получения большей точности профиля крыла собрана из двух половин, верхней и нижней.

Лонжерон крыла балочного типа состоит из стенки и двух полок, выполненных из дюралюминиевых, прессованных профилей таврового сечения. Крыло снабжено выдвижными щелевыми закрылками, зависающими элеронами и воздушными тормозами.

Элероны крыла нещелевые, состоят из двух частей, разделенных по размаху, выполнены с применением пластмассы. Каждый подвешен к крылу на шести петлях.

Закрылок крыла, имеющий отклонение 18°, щелевой, выдвижной, укреплен на четырех кронштейнах с роликами, которые ходят по направляющим, установленным в крыле. При отклонении закрылков уменьшаются посадочная скорость и скорость полета при парении. Для увеличения угла планирования при посадке и уменьшения скорости пробега служат тормозные щитки, размещенные за лонжероном каждой консоли между седьмой и десятой нервюрами и состоящие из двух половин - верхней и нижней. Когда тормоза закрыты, они вписываются в контур крыла. Когда же они выпущены, то представляют собой пластинки, поставленные под прямым углом к набегающему потоку. Эти пластинки нарушают плавность обтекания крыла воздухом, что резко увеличивает воздушное сопротивление планера и вызывает рост скорости его снижения. Пользуясь закрылками и воздушными тормозами. можно уверенно сажать планер на небольшой площадке. По концам крыла с целью предохранения от соприкосновений с землей установлены обтекатели, изготовленные из стеклопластика. Между первой и четвертой нервюрами размещены баки для водобалласта.

Фюзеляж конструкции полумонокок состоит из 19 шпангоутов, металлической обшивки и посадочной лыжи. Соединение обшивки осуществляется точечной электросваркой, на клею и заклепками. В верхней части седьмого и восьмого шпангоутов установлены центральные балки, с которыми состыковано крыло. Фонарь и кабина размещены перед седьмым шпангоутом. Форма фонаря хорошо вписана в контур фюзеляжа, каркас его выполнен из труб.

Сиденье летчика изготовлено из листового дюралюминия, а каркас спинки сварен из стальных труб. Наклон спинки может регулироваться. Расстояние от педалей до сиденья также регулируется по росту летчика. Под фюзеляжем между восьмым и девятым шпангоутами находится ниша шасси, куда убирается колесо, после чего ниша закрывается створками. Воздушные тормоза управляются рукояткой, расположенной в кабине слева. На девятнадцатом шпангоуте крепится костыль, состоящий из костыльной пятки и амортизатора. В носовой части фюзеляжа между первым и вторым шпангоутами укреплен буксирный замок, а в самом носке фюзеляжа - приемник указателя скорости. Крыло с фюзеляжем собираются очень быстро при помощи стыковочных болтов и деталей стыковки управления 8 крыле. На планере предусмотрена установка кислородного оборудования и радиостанции. Электропитание обеспечивается аккумуляторной батареей.

На приборной доске летчика имеются следующие приборы: магнитный компас, авиагоризонт. указатель скорости, двухстрелочный высотомер, высокочувствительный вариометр, индикатор - манометр кислорода и часы. Снизу размещены тумблеры включения оборудования, сверху - ручка буксирного замка. Оперение V-образное, состоящее из двух поверхностей, установленных под углом 45° к горизонтальной плоскости. Каждая поверхность делится соответственно на две: неподвижную и отклоняемую. Неподвижные поверхности выполняют функцию киля и стабилизатора. Отклоняемые работают как рули высоты и направления. Одновременное отклонение обеих половин рулей влево и вправо выполняется с помощью педалей, вверх и вниз - соответствующим продольным движением ручки управления. Неподвижная часть оперения собрана из нервюр, лонжеронов и обшивки, которая соединена с нервюрами на клею. Рули состоят из лонжерона, нервюр и обода, обшиты полотном.

Шасси состоит из колеса 300х125 мм, полностью убирающегося в полете. Оно укреплено на вилке на кронштейне, размещенном на восьмом шпангоуте. Уборка и выпуск шасси осуществляются механически - рычагом, расположенным справа от летчика. Колесо подвешено к вилке на амортизаторе.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м

18,00

Длина, м

7,20

Относительное удлинение

24,4

Площадь крыла, м2

12,30

Масса, кг
- пустого
- полетная


320
420

Максимальное аэродинамическое качество

40

Скорость максимального аэродинамического качества, км/ч

98

Минимальное снижение, м/с

0,62

Минимальная скорость снижения с закрылками, м/с

0,75

Скорость минимального снижения (экономическая), м/с

85

Посадочная скорость, км/ч

70

Экипаж, чел

1

Спортивный планер А-11

Спортивный планер А-11А-11 - одноместный цельнометаллический рекордный планер-паритель конструкции О. К. Антонова. Спроектирован и построен в 1957 году. Механизация крыла позволяла расширить диапазон возможных режимов полета, способствовала набору высоты при полетах по спирали в восходящих потоках и облегчала расчет посадки планера.

По схеме планер - свободнонесущий моноплан со средним расположением крыла, V-образным оперением и одноколесным, убираемым в полете шасси с закрывающимися створками. Особенность планера - возможность замены крыльев более короткими, что превращало планер А-11 в пилотажный А-13. Благодаря оригинальной стыковке смена крыльев производилась в течение нескольких минут.

Крыло двухлонжеронной конструкции состояло из двух трапециевидных консолей с закругленными и отогнутыми вниз законцовками. Оно имело зависающие щелевые элероны с весовыми балансирами, закрылки и двухсторонние интерцепторы. По всему размаху крыла был установлен профиль Р-III-А. Для повышения удельной нагрузки предусматривалась возможность установки водяного балласта в носовой части крыла. Носок и верхняя поверхность крыла были обшиты сплавом Д-16АТ, нижняя поверхность обтянута полотном.

Фюзеляж планера являлся бесстрингерным полумонококом, образованным 18-ю шпангоутами, обшивкой и легкосъемной стальной лыжей. Кабина пилота была закрыта плексигласовым фонарем, плавно вписывающимся в контуры фюзеляжа. Фонарь состоял из трех частей и обеспечивал хороший обзор пилоту. Средняя и задняя части фонаря были съемными. Сиденье пилота регулировалось по длине и высоте. V-образное оперение состояло из двух съемных рулей. При движении ручки управления на себя и от себя рули отклонялись вверх и вниз, выполняя функцию рулей высоты. При движении педалей рули отклонялись в разные стороны, выполняя роль рулей направления.

В полете планер устойчив по всем трем осям и хорошо управляем. Обзор из кабины пилота хороший, положение ручки и педалей относительно сиденья удобное. Фонарь кабины имеет аварийный сброс, ручка которого расположена на правой стороне приборной доски. Рычаг отцепки от буксировочного замка находится на ручке управления (на доработанных моделях планера рычаг вынесен на приборную доску). Рычаги открытия воздушных тормозов и закрылков расположены на левом борту кабины, пользоваться ими удобно. По своим конструктивным особенностям планер требует от пилота повышенного внимания на взлете, в полете и на посадке.

На амортизированной приборной доске были установлены магнитный компас КИ-12, указатель поворота УП-2, указатель воздушной скорости УС-350, двухстрелочный высотомер ВД-10 и мембранный вариометр ВР-10.

Планер А-11 выпускался серийно и эксплуатировался в аэроклубах страны до появления планера А-15. Участник соревнований на первенство СССР. На планере А-11 были установлены международные и многочисленные всесоюзные рекорды.

Планер А-11 был выпущен в количестве 200 экземпляров.

Тактико-технические характеристики

 

Размах крыла, м 16,5
Длина, м 6,00
Относительное удлинение 22,4
Площадь крыла, м2 12,15
Высота планера, м> 1,62
Масса, кг
- пустого
- полетная

310
410
Максимальная скорость, км/ч 300
Максимальное аэродинамическое качество 33,8
Скорость МАК, км/ч 105
Минимальное снижение, м/с 0,8
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 98
Посадочная скорость, км/ч 70
Экипаж, чел 1

 

Комментарии к характеристикам:

Значение максимальной скорости планера не должно смущать - планер был создан со значительным запасом прочности и мог выдерживать нагрузки возникающие при таких скоростях. Подтверждением тому реальный пример из жизни. При списании планеров А-11 и А-13, и переходе на новую технику, старые планера уничтожались (а попросту давидись трактором и сдавались в металлолом). Так вот у собранного планера А-11 не ломалось крыло на конец которого заехал трактор.

Учебный планер А-2

Учебный планер А-2

Планер представляет собой подкосный высокоплан с крылом трапециевидной формы в плане и округленными концами, с открытой двухместной кабиной и хвостовой балкой, расчаленной стальной проволкой. На планере отсутствовали интерцепторы и закрылки, колесное шасси так же отсутствовало, посадка производилась на подфюзеляжную лыжу.

Планер был сконструирован и выпущен до войны во второй половине 30-х, во время войны 1941-1945 гг. на А-2 обучали военных планеристов. Планера находились в планерных клубах до второй половины 50-х годов, когда им на смену стали поступать планера типа КАИ-12.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 13,05
Длина, м 6,23
Относительное удлинение 10,55
Площадь крыла, м2 16,3
Масса, кг
- пустого
- полетная

160
357
Максимальная скорость, км/ч 130
Максимальное аэродинамическое качество 13,5
Скорость МАК, км/ч 70
Минимальное снижение, м/с 1,2
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 55
Экипаж, чел 2

 

Примечания Кирилла Сорокина:

Нам, нынешним спортсменам-планеристам, характеристики этого планера, да и он сам, покажутся жутким анахронизмом. А между тем на этих планерах планеристы летали не только по кругам, а и на парение и даже по маршрутам.

Так, например, Сосновский Федор Павлович (планерист Днепропетровского АСК) на планере А-2 в 1954 году 2 сентября в парящем полете пролетел 140 км, выполнив этим полетом норматив мастера спорта. А Щербак Александр Нестерович (тоже Днепропетровский АСК) в тот же день (видать погода была такой, что "заборы летали") на планере А-2 выполнил полет на дальность, пролетев 285 км, установил сразу два всесоюзных рекорда: дальности и продолжительности парения (6 часов 50 минут) в термических потоках по классу легких планеров, и также выполнил норматив мастера спорта.

АВИАТИКА-МАИ-920

планер Авиатика-МАИ-920Авиатика-МАИ-920 - учебно-тренировочный планер, разработанный в ОСКБЭС МАИ. Переставляет собой простейший учебный и тренировочный планер, построенный на конструктивно-технологической основе самолета Авиатика-МАИ-890. Самолетные детали и узлы составляют более 90 % всех деталей и узлов планера. Основное его отличие - имеет крыло увеличенного, по сравнению с самолетом, удлинения и более простую конструкцию шасси. Планер приспособлен для буксировки самолетом Авиатика-МАИ-890.

С появлением планера можно говорить об образовании "клубной триады": одноместный тренировочный самолет, он же буксировщик, Авиатика-МАИ-890, двухместный учебный самолет Авиатика-МАИ-890У и тренировочный планер Авиатика-МАИ-920. Год выпуска - 1992.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 10,00
Длина, м 5,02
Высота, м 2,25
Площадь крыла, м2 10,00
Масса, кг (пустого) 103
Максимальная скорость, км/ч 120
Минимальная скорость, км/ч 50
Максимальное аэродинамическое качество 15
Скорость МАК, км/ч 55
Скорость сваливания, км/ч 45