Спортивный планер SZD 48-3 JANTAR STANDARD 3

SZD 48-3 JANTAR STANDARD 3SZD 48-3 Jantar Standard 3 (конструктор Adam Kurbiel), явился развитем планеров SZD-41A Jantar Standard и SZD-48-2 Jantar Standard 2. По сравнению с SZD- 41A, SZD 48-3 претерпел существенные изменения: планер из среднеплана превратился в верхнеплан, уменьшилась длина фюзеляжа, увеличился водобалласт и др. внешне не заметные изменения. По сравнению с SZD-48-2, таких изменений меньше и они не такие заметные: изменилась компоновка фонаря кабины, форма руля поворота, компоновка баков водобалласта. Все Янтари Стандарт имеют Т-образное оперение. Профиль крыла - PZL NN-8. Несмотря на то, что планерам Янтарь Стандарт по 15 и более лет, они продолжают до настоящего времени занимать хорошее положение среди планеров стандартного класса.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 15,00
Длина, м 9,20
Высота, м 1,40
Площадь крыла, м2 10,66
Относительное удлинение 21,10
Нагрузка на крыло, кг/м2 50,66
Масса, кг
- пустого
- водобалласта
- максимальная взлетная

265
150
540
МАК без водобалласта 40
Скорость МАК без водобалласта, км/ч 95
Минимальное снижение без водобалласта, м/с 0,6
Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч 75
МАК с водобалластом 40
Скорость МАК с водобалластом, км/ч 123
Минимальное снижение с водобалластом, м/с 0,77
Скорость минимального снижения (экономическая) с водобалластом, км/ч 97
Экипаж, чел 1

Спортивный планер SZD 48 JANTAR STANDARD 2

Спортивный планер SZD 48 JANTAR STANDARD 2SZD 48 Jantar Standard 2 – спортивный планер стандартного класса. Разработан в польской фирме PZL Bielsko, конструктор - W.Okarmus. Одноместный SZD-48 Jantar Standard 2 - развитие SZD-41A, так же разработанный Окармусом (W. Okarmus), первый полет опытного образца состоялся 10-го декабря 1977; к началу 1980 года их было построено 96 . Свободнонесущие высокорасположенные крылья имеют только один, витой из стекловолокна, главный лонжерон без нервюр; они имеют наружный слой стекловолокно/пенопласт/стекловолокно и ровные элероны, так же дюралюминевые аэродинамические тормоза на верхних и нижних поверхностях. Объем водобалласта увеличился до 150 л.

Стеклопластиковый фюзеляж имеет центарльный каркас из стальных труб, в задней части жесткость достигается стрингерами и шпангоутами. Свободнонесущее Т-образное оперение имеет подобную крыльям конструкцию и пружинный тример на руле высоты. Имеется убирающееся колесо с дисковыми тормозами и утопленное хвостовое колесо. С небольшими изменениями тримера и системы указателя скорости SZD-48 стал SZD-48-2.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 15,00
Длина, м 6,71
Высота, м 1,61
Площадь крыла, м2 19,10
Относительное удлинение 13,70
Нагрузка на крыло, кг/м2 26,17
Масса, кг
- пустого
- водобалласта
- минимальная, в кабине
- максимальная, в кабине
- максимальная взлетная

265
150
55
110
535
МАК без водобалласта 40
Скорость МАК без водобалласта, км/ч 95
МАК с водобалластом 40
Скорость МАК с водобалластом, км/ч 123
Минимальное снижение без водобалласта, м/с 0,6
Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч 75
Минимальное снижение с водобалластом, м/с 0,77
Скорость минимального снижения (экономическая) с водобалластом, км/ч 97
Минимальная скорость полета (эволютивная) без водобалласта, км/ч 68
Минимальная скорость полета (эволютивная) с водобалластом, км/ч 82
Максимально допустимая скорость, км/ч 250
Допустимые перегрузки (+/-) 5,3/2,65
Разрушающая перегрузка (+/-) 7,95/3,98
Экипаж, чел 1

Спортивный планер стандартного класса SZD-41 Jantar Standard

Спортивный планер стандартного класса SZD-41 Jantar StandardВ Польше сравнительно поздно появилась полностью стеклопластиковая конструкция, перевым SZD в этой категории был прототип Открытого Класса SZD-38 Jantar-1 - одноместный планер с размахом крыльев 19 м, разработанный Адамом Курбиелем (Adam Kurbiel). Это происходило, когда В. Окармус (W. Okarmus) разрабатывал SZD-41A Jantar Standard, имевший тот же фюзеляж и хвостовое оперение, что и Jantar-1, но у него были новые свободнонесущие крылья (среднеплан) с размахом 15 м, разработанные по требованиям Стандартного класса.

SZD-41A выполнил первый полет 3 октября 1973 года (пилот A. Zientek) и Польская команда, летавшая на этих планерах на чемпионате мира в 1974 г. в Вайкери (Waikerie), Австралия, заняла 3-е и 7-е места в Стандартном классе, а в 1976 году на чемпионате мира в Рейскале (Rayskala), Финляндия, SZD-41 -е заняли 4-е, 6-е и 18-е места. В целом до начала 1980 года было построено 160 Jantar Standards, которые экспортировались в 18 стран, включая обе Германии (Восточную и Западную), США и Советский Союз.

Крылья с однолонжеронной безнервюрной конструкцией с пенопластовым наполнением в оболочке в виде сендвича стекловолокно/эпоксидная смола; без закрылков и с аэродинамическими тормозами сверху и снизу каждого крыла. Водобалласт 80 кг (позже емкость баков водобалласта была увеличена до 100 кг). Фюзеляж полностью стеклопластиково-эпоксидный, в средней части имеется ферма из стальных труб, к которой монтируются крылья и одноколесное шасси. Свободнонесущее Т-образное хвостовое оперение также из стекловолокна и эпоксидной смолы, руль высоты с пружинным триммером. Имеется убирающееся шасси с дисковыми тормозами и неподвижное хвостовое колесо. Система колесного тормоза соединена с ручкой привода аэродинамических тормозов, т.е. как только начинают выпускаться интерцепторы, начинает затормаживаться колесо.

Пилот находится в полулежачем положении, под подогнанным вплотную фонарем из двух частей, у которого передняя половина неподвижная, а задняя часть - открывающаяся для посадки и покидания планера.

Описанная конструкция широко применялась уже в то время и продолжает применяться сегодня, поэтому такое описание без указания цифр может быть применено практически ко всем современным планерам. Разница между планерами, разработанными 20 лет назад и сейчас, в основном - в используемых материалах. Сейчас это уже меньше стекловолокно и эпоксидная смола, а в основном углепластик и кевлар. Так же часто вызывает вопрос тот факт, что на один и тот же планер у разных источников разные характеристики: как и во всей авиации, от серии к серии могут вносится изменения и доработки, меняющие характеристики.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 15,0
Длина, м 7,2
Высота, м 1,6
Площадь крыла, м2 10,7
Относительное удлинение 21,2
Масса, кг
- пустого
- водобалласта

244
100
МАК без водобалласта 38
Скорость МАК без водобалласта, км/ч 92
Минимальное снижение без водобалласта, м/с 0,6
Скорость минимального снижения (экономическая) без водобалласта, км/ч 75
Скорость МАК с водобалластом, км/ч 105,4
Минимальное снижение с водобалластом, м/с 0,69
Скорость минимального снижения (экономическая) с
водобалластом, км/ч
86
Экипаж, чел 1

Учебно-тренировочный планер L-13 "Blanik"

Учебно-тренировочный планер L-13 "Blanik"L-13 Blanik - спортивный планер, разработанный чехословацкой фирмой Let (конструктор Karel Dlouhy). Несмотря на то, что планер был построен много лет назад, "Бланик" продолжает оставаться самым действующим двухместным тренировочным и клубным летательным аппаратом во всем мире. Полностью металлический (кроме поверхностей управления), пригоден для выполнения высшего пилотажа (выполняет практически весь комплекс фигур высшего пилотажа) и владеет многими рекордами для двухместных планеров. Оснащен частотным преобразователем и авиагоризонтом, что позволяет подготавливать на нем пилотов к полетам по приборам. "Бланик" настолько распространен по всему миру, что если где-то есть планерный клуб, то скорее всего там есть и "Бланик". Все планеристы на бывшей территории СССР с 60-х годов и по сей день, летают или летали на этом планере.

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 16,20
Длина, м 8,70
Площадь крыла, м2 19,15
Относительное удлинение 13,70
Нагрузка на крыло, кг/м2 26,17
Масса, кг
- пустого
- максимальная

292
500
Максимальное аэродинамическое качество 28
Скорость МАК, км/ч 90
Минимальное снижение, м/с 0,76
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 72
Скорость сваливания, км/ч 55
Экипаж, чел 2

Спортивный планер открытого класса Nimbus 4 (1991г)

Спортивный планер Nimbus 4Nimbus 4 - спортивный планер открытого класса. Разработан в немецкой фирме Schempp-Hirth, конструктор - Klaus Holighaus. В планерном спорте вершиной мастерства, технических достижений и стоимости планеров является Открытый Класс, а Nimbus 4, является вершиной Открытого Класса. Можно говорить о планерах, характеристики которых сравнимы с этим планером, но нет ни одного планера, его превосходящего по летным качествам.

Nimbus 4 - принципиально новое развитие спортивного одноместного планера-парителя Открытого Класса, который объединил все аэродинамические достижения, доступные на настоящее время. В тоже время, был использован весь технологический прогресс конструкции планера.

С основательными летными характеристиками, появившимися в результате научно-исследовательских работ (максимальное аэродинамическое качество более 60), Nimbus 4, очевидно занимает ранг на вершине этого класса, то ли это чистый планер-паритель, то ли это мотопланер.

Фюзеляж, крылья и хвостовой стабилизатор у Nimbus 4 разработаны в расчете на максимально возможные летные качества, и помимо этого в расчете на такое же совершенное сочетание (нечто подобное получилось с VENTUS c), что дало возможность при самых экстремальных условиях полета сделать управление планером оптимальным и не вызывающим усталости, несмотря на то, полные ли баки (объем 300 л), происходит ли полет в горах либо на длинную дистанцию.

Водобалластные баки обеспечивают правильное расположение балласта. Это происходит и на безмоторных и на моторизованных версиях, в качестве двигателя используется 19 кВт Oehler Solo 2350 turbo. Благодаря исключительной аэродинамике и чистейшей поверхности корпуса, как результат, явились очень низкие потери при изменении скорости, это делает возможным покрывать необычайно длинные дистанции без единой спирали в широком скоростном диапазоне.

Другим планерам Открытого Класса будет (теоретически) трудно держаться вместе с Nimbus 4, особенно если погода "бомбовая", связанная с очень высокими скоростями полета.

Это превосходство в летных качествах обнаружилось после первых полетов прототипа весной 1990 года и подтвердилось в скором времени, первым местом в Мировом чемпионате для Мотопланеров, Чемпионатом Германии в Открытом Классе, добавившим похвалы в адрес Nimbus 4 по поводу его летных качеств во время набора высоты. Сразу же Nimbus 4 занял 3-е, 4-е и 5-е место в Открытом классе чемпионата мира 1991 года в Увальде (Uvalde).

Не говоря уже о размахе крыльев 26,4 м, максимально значимое будущее для Nimbus 4 также обеспечивалось нетрадиционной многоступенчатой стреловидной передней кромкой крыльев, небольшим углом законцовок крыла (проверенных DISCUS-геометрией). Такая концепция крыльев гарантировала великолепное использование размаха крыльев и отличную управляемость на низких скоростях. Не удивительно, что в плане крыло напоминает "природное" крыло, которое распространено среди морских птиц, таких как альбатрос и баклан.

Состоящие из шести частей, крылья (удлинение 38.8), конечно, сделаны из углепластика. Управление пограничным слоем - за счет лент-турбулизаторов. Основу профиля крыльев Nimbus 4 составляет улучшенная версия поперечного сечения VENTUS, который имеет очень хорошие скоростные характеристики, что и является его отличительной чертой. Фюзеляж Nimbus 4 (сочетание волоконных конструкций) специально разработанный для поддерживающего двигателя или более мощного для самостоятельного взлета. По этой причине фюзеляж имеет менее коническую форму в задней части соединения крыльев (чем требуется) и мягко переходит в хвостовую балку. Результатом такой элегантности контуров фюзеляжа, стала более широкая, чем у новых разработок, и увеличившаяся в длину кабина, отличающаяся крепящимся впереди фонарем.

Кевлар и углеволоконная ткань составляют структуру кабины, обеспечивают фактор максимальной безопасности для пилота на взлете и посадке, также защищает от жестких ударов шасси, которое имеют телескопический амортизатор. Благодаря его большому колесу, жестким крыльям (а крылья у этого планера действительно не гнуться так сильно, как казалось, должны были бы гнуться крылья с таким размахом) и хорошей реакции на элероны, Nimbus 4 не имеет тенденции опускать крыло.

Кабина очень просторная и с хорошим обзором. Сиденье комфортабельное, и расположение элементов управления соответствуют требованиям пилотов для новых разработок в Открытом Классе. Спинка сиденья и педали управления регулируются в полете. Панель приборов подымается и опускается с фонарем.

Большая батарея рассчитана на различные варианты электроснабжения планера и может быть расположена в носу фюзеляжа, где она компенсирует хвостовой момент, возникающий при установке двигателя. Водобалластный бак, встроенный в хвост, входит в состав стандартных принадлежностей Nimbus 4.

По сравнению с Nimbus 3 (планером, который заменил Nimbus 4 в модельном ряде фирмы Schempp-Hirth) фюзеляж удлинился приблизительно на 20 см. Время, необходимое для разворота на 180 градусов при крене 45 градусов, составляет менее 6 секунд, что очень "живо" для любого воздушного судна таких размеров, и это достигнуто с применением "спойлеронов" ("spoilerons", возможно имеется ввиду spoiler aileron), использовавшихся на предшественниках Nimbus 4. Эти дополнительные панели управления автоматически отклоняются (при достижении отрицательного угла в 80 градусов), в результате чего было достигнуто чрезвычайно безопасное управление полетом на низких скоростях.

Новый горизонтальный стабилизатор (размах 3,10 м) также вносит вклад в высокое удлинение (форма стабилизатора в плане - двухступенчатый трапезоид со стреловидной передней кромкой) и гарантирует максимальную эффективность с минимально возможным дополнительным сопротивлением.

В установке тормозного парашюта не было необходимости (надо отметить, что на некоторых моделях планеров Открытого Класса устанавливаются тормозные парашюты, так как качество у этих планеров велико, и они ни при каких обстоятельствах не желают касаться земли; такой планер на экране в состоянии пролететь большое расстояние, не помогают даже аэродинамические тормоза). В посадочном положении закрылки автоматически отклоняются на положительный угол около 40 градусов, когда выпускаются увеличенные и двойные аэродинамические тормоза. С такой комбинацией крутая траектория захода на посадку и низкая посадочная скорость не вызывают проблем. Отличительная черта главного колеса - очень эффективные гидравлические дисковые тормоза.

Сборка и разборка Nimbus 4 требует нормальных усилий и может быть совершена двумя людьми, использующими крыльевые подставки.

Из последних достижений - чемпионат Европы по планерному спорту, проходивший в Германии с 29 июля по 12 августа. Открытый класс: 1-е место Bruno Gantenbrink, Германия, на Nimbus 4, 3-е место Holger Karow, Германия, на Nimbus 4. Хотя здесь следует сделать некоторые уточнения:

  • в шестерке лидеров Nimbus 4 (1, 3, 5-е -места) и ASW 22BL (2, 4, 6-е места) идут через одного;
  • если рассматривать первую десятку, то из них Nimbus 4 - 3 планера, ASW 22BL - 4 планера, ASH 25 - 3 планера;
  • всего в классе 21 участник, из них Nimbus 4 - 8 планеров (из них один Nimbus 4T - мотопланер), ASW 22BL - 4 планера (все в десятке), ASH 25 - 8 планеров (однозначный проигрыш этой модели, самый лучший результат - 7-е место), Nimbus 3 - 1 планер (последнее место - что и говорить: старовата модель).

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 26,40
Длина, м 7,38
Площадь крыла, м2 17,86
Относительное удлинение 38,80
Нагрузка на крыло, кг/м2 30-44,80
Масса, кг
- пустого
- максимальная взлетная
- водобалласта
- в кабине

470
800
300
110
Максимальная скорость в спок. атмосфере, км/ч 275
Максимальное аэродинамическое качество 60
Скорость МАК, км/ч 110
Минимальное снижение, м/с 0,38
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 78
Скорость сваливания, км/ч 66
Экипаж, чел 1