Спортивный планер открытого класса Nimbus 4 (1991г)

Спортивный планер Nimbus 4Nimbus 4 - спортивный планер открытого класса. Разработан в немецкой фирме Schempp-Hirth, конструктор - Klaus Holighaus. В планерном спорте вершиной мастерства, технических достижений и стоимости планеров является Открытый Класс, а Nimbus 4, является вершиной Открытого Класса. Можно говорить о планерах, характеристики которых сравнимы с этим планером, но нет ни одного планера, его превосходящего по летным качествам.

Nimbus 4 - принципиально новое развитие спортивного одноместного планера-парителя Открытого Класса, который объединил все аэродинамические достижения, доступные на настоящее время. В тоже время, был использован весь технологический прогресс конструкции планера.

С основательными летными характеристиками, появившимися в результате научно-исследовательских работ (максимальное аэродинамическое качество более 60), Nimbus 4, очевидно занимает ранг на вершине этого класса, то ли это чистый планер-паритель, то ли это мотопланер.

Фюзеляж, крылья и хвостовой стабилизатор у Nimbus 4 разработаны в расчете на максимально возможные летные качества, и помимо этого в расчете на такое же совершенное сочетание (нечто подобное получилось с VENTUS c), что дало возможность при самых экстремальных условиях полета сделать управление планером оптимальным и не вызывающим усталости, несмотря на то, полные ли баки (объем 300 л), происходит ли полет в горах либо на длинную дистанцию.

Водобалластные баки обеспечивают правильное расположение балласта. Это происходит и на безмоторных и на моторизованных версиях, в качестве двигателя используется 19 кВт Oehler Solo 2350 turbo. Благодаря исключительной аэродинамике и чистейшей поверхности корпуса, как результат, явились очень низкие потери при изменении скорости, это делает возможным покрывать необычайно длинные дистанции без единой спирали в широком скоростном диапазоне.

Другим планерам Открытого Класса будет (теоретически) трудно держаться вместе с Nimbus 4, особенно если погода "бомбовая", связанная с очень высокими скоростями полета.

Это превосходство в летных качествах обнаружилось после первых полетов прототипа весной 1990 года и подтвердилось в скором времени, первым местом в Мировом чемпионате для Мотопланеров, Чемпионатом Германии в Открытом Классе, добавившим похвалы в адрес Nimbus 4 по поводу его летных качеств во время набора высоты. Сразу же Nimbus 4 занял 3-е, 4-е и 5-е место в Открытом классе чемпионата мира 1991 года в Увальде (Uvalde).

Не говоря уже о размахе крыльев 26,4 м, максимально значимое будущее для Nimbus 4 также обеспечивалось нетрадиционной многоступенчатой стреловидной передней кромкой крыльев, небольшим углом законцовок крыла (проверенных DISCUS-геометрией). Такая концепция крыльев гарантировала великолепное использование размаха крыльев и отличную управляемость на низких скоростях. Не удивительно, что в плане крыло напоминает "природное" крыло, которое распространено среди морских птиц, таких как альбатрос и баклан.

Состоящие из шести частей, крылья (удлинение 38.8), конечно, сделаны из углепластика. Управление пограничным слоем - за счет лент-турбулизаторов. Основу профиля крыльев Nimbus 4 составляет улучшенная версия поперечного сечения VENTUS, который имеет очень хорошие скоростные характеристики, что и является его отличительной чертой. Фюзеляж Nimbus 4 (сочетание волоконных конструкций) специально разработанный для поддерживающего двигателя или более мощного для самостоятельного взлета. По этой причине фюзеляж имеет менее коническую форму в задней части соединения крыльев (чем требуется) и мягко переходит в хвостовую балку. Результатом такой элегантности контуров фюзеляжа, стала более широкая, чем у новых разработок, и увеличившаяся в длину кабина, отличающаяся крепящимся впереди фонарем.

Кевлар и углеволоконная ткань составляют структуру кабины, обеспечивают фактор максимальной безопасности для пилота на взлете и посадке, также защищает от жестких ударов шасси, которое имеют телескопический амортизатор. Благодаря его большому колесу, жестким крыльям (а крылья у этого планера действительно не гнуться так сильно, как казалось, должны были бы гнуться крылья с таким размахом) и хорошей реакции на элероны, Nimbus 4 не имеет тенденции опускать крыло.

Кабина очень просторная и с хорошим обзором. Сиденье комфортабельное, и расположение элементов управления соответствуют требованиям пилотов для новых разработок в Открытом Классе. Спинка сиденья и педали управления регулируются в полете. Панель приборов подымается и опускается с фонарем.

Большая батарея рассчитана на различные варианты электроснабжения планера и может быть расположена в носу фюзеляжа, где она компенсирует хвостовой момент, возникающий при установке двигателя. Водобалластный бак, встроенный в хвост, входит в состав стандартных принадлежностей Nimbus 4.

По сравнению с Nimbus 3 (планером, который заменил Nimbus 4 в модельном ряде фирмы Schempp-Hirth) фюзеляж удлинился приблизительно на 20 см. Время, необходимое для разворота на 180 градусов при крене 45 градусов, составляет менее 6 секунд, что очень "живо" для любого воздушного судна таких размеров, и это достигнуто с применением "спойлеронов" ("spoilerons", возможно имеется ввиду spoiler aileron), использовавшихся на предшественниках Nimbus 4. Эти дополнительные панели управления автоматически отклоняются (при достижении отрицательного угла в 80 градусов), в результате чего было достигнуто чрезвычайно безопасное управление полетом на низких скоростях.

Новый горизонтальный стабилизатор (размах 3,10 м) также вносит вклад в высокое удлинение (форма стабилизатора в плане - двухступенчатый трапезоид со стреловидной передней кромкой) и гарантирует максимальную эффективность с минимально возможным дополнительным сопротивлением.

В установке тормозного парашюта не было необходимости (надо отметить, что на некоторых моделях планеров Открытого Класса устанавливаются тормозные парашюты, так как качество у этих планеров велико, и они ни при каких обстоятельствах не желают касаться земли; такой планер на экране в состоянии пролететь большое расстояние, не помогают даже аэродинамические тормоза). В посадочном положении закрылки автоматически отклоняются на положительный угол около 40 градусов, когда выпускаются увеличенные и двойные аэродинамические тормоза. С такой комбинацией крутая траектория захода на посадку и низкая посадочная скорость не вызывают проблем. Отличительная черта главного колеса - очень эффективные гидравлические дисковые тормоза.

Сборка и разборка Nimbus 4 требует нормальных усилий и может быть совершена двумя людьми, использующими крыльевые подставки.

Из последних достижений - чемпионат Европы по планерному спорту, проходивший в Германии с 29 июля по 12 августа. Открытый класс: 1-е место Bruno Gantenbrink, Германия, на Nimbus 4, 3-е место Holger Karow, Германия, на Nimbus 4. Хотя здесь следует сделать некоторые уточнения:

  • в шестерке лидеров Nimbus 4 (1, 3, 5-е -места) и ASW 22BL (2, 4, 6-е места) идут через одного;
  • если рассматривать первую десятку, то из них Nimbus 4 - 3 планера, ASW 22BL - 4 планера, ASH 25 - 3 планера;
  • всего в классе 21 участник, из них Nimbus 4 - 8 планеров (из них один Nimbus 4T - мотопланер), ASW 22BL - 4 планера (все в десятке), ASH 25 - 8 планеров (однозначный проигрыш этой модели, самый лучший результат - 7-е место), Nimbus 3 - 1 планер (последнее место - что и говорить: старовата модель).

Тактико-технические характеристики

Размах крыла, м 26,40
Длина, м 7,38
Площадь крыла, м2 17,86
Относительное удлинение 38,80
Нагрузка на крыло, кг/м2 30-44,80
Масса, кг
- пустого
- максимальная взлетная
- водобалласта
- в кабине

470
800
300
110
Максимальная скорость в спок. атмосфере, км/ч 275
Максимальное аэродинамическое качество 60
Скорость МАК, км/ч 110
Минимальное снижение, м/с 0,38
Скорость минимального снижения (экономическая), км/ч 78
Скорость сваливания, км/ч 66
Экипаж, чел 1